Если встретите грамматическую или стилистическую ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее мышкой и
нажмите CTRL+ENTER.
Для начала, думаю, стоит разобраться с терминологией. Поскольку словосочетание "розовые сопли" искусство- или литературоведческим термином не является, то каждый вкладывает в эти слова тот смысл, который ему хочется. Однако, мне кажется. что все трактовки можно привести к некому общему знаменателю. А именно: розовые сопли (они же - просто сопли, сопли с сахаром, сопливый сироп, слюни-сопли и т. д. и т. п.) - это чрезмерная, гипертрофированная эмоциональность текста. Проще говоря, автор так давит на жалость и так старается пробудить у читателя сопереживание герою, что начинает походить на взрослого, сюсюкающего над младенцем. Ключевым моментом тут является именно чрезмерность "сюсюканья".
Пример: ваша героиня на протяжении пятнадцати страниц страдает от того, что ее парень утром не принес ей кофе в постель. "Неужели это конец? Ах, как он может так поступать со мной! Я же так люблю его! Люблю его большие серые глаза и трогательные лопатки. Раньше он был таким нежным и чутким... Теперь я чувствую, как он отдаляется от меня, становится чужим. О, как жестока любовь!" - и вот так пятнадцать страниц десятым кеглем и со следами слез на полях. К сожалению, я таких людей встречала в реальной жизни, т. ч. дело тут не в нереалистичности, а именно в том, что реакция на пустяковое событие сильно преувеличена, а возможные последствия раздуты до масштабов Второй Мировой войны, а то и Апокалипсиса. Это именно та чрезмерность и гипертрофированность, о которых я говорила выше.
Тут надо оговориться, что критерии "сопливости" у всех нас разные, и у автора с читателем точка зрения на данный вопрос может и не совпадать. В этом нет ничего ужасного, это вполне нормально. Например, "Даму с камелиями" я не смогла прочитать потому, что на протяжении всей истории (меня хватило страниц на двадцать, кажется) мне хотелось приложить главного героя головой о стену, а главную героиню - добить, чтоб не мучилась. Причем героиню было жаль не только потому, что она куртизанка и болеет туберкулезом, но и потому, что возлюбленный у нее - нытик и тряпка. Но вот Верди этот роман прочитал и даже написал гениальную оперу. Видимо, то, что вызывало у меня резкое отторжение, у великого композитора снискало сочувствие и понимание.
Автор при написании своего произведения будет, конечно, опираться на собственное чутье. Он может спросить мнения, например, беты или кого-то из своих преданных читателей, но конечное решение остается за ним. И степень сопливости произведения тоже будет оценивать именно он. Никто эту работу за вас не сделает.
От розовых соплей пострадать может произведение любого жанра. По моим наблюдениям, чаще всего соплями грешат ангстовые POV'ы. У досточтимых читателей выборка может быть другой. Но, думаю, все согласятся, что, в первую очередь, сопли могут появиться в тех произведениях, где затрагивается тема чувств и человеческих взаимоотношений. В общем, если вы пишете про любовь, то очень сильно рискуете.
Нет ничего плохого в том, чтобы описывать мысли и переживания героев. Более того - плохо этого никогда не делать. Но нельзя превращать это описание в соплежуйство и постоянное нытье героев о том, как их никто не любит (или любит, но не тот).
Ну, что ж, перейдем к советам...
Итак, вы - автор, вы пишете незатейливую, но добротную историю о том, как Вася и Маша (Вася и Петя, Маша и Даша) встретились и полюбили друг друга. И вдруг понимаете, что текст становится сопливым. Что делать?
(Далее я буду писать исходя из того, что делаю я. Поскольку пишу я именно что о любви и всяких переживаниях, я часто сталкиваюсь с проблемой как не скатиться в сопли и сахар. В общем, делюсь своим опытом. Понятное дело, что кому-то эти советы могут не подойти... Еще, думаю, что эти действия могут пригодиться не только как средство от "насморка", но и в некоторых других случаях.)
1. Умейте вовремя остановиться.
Если вы вдруг, пишете фанфик и замечаете, что ваш герой начинает вести себя и изъясняться, как маленькая девочка, хотя по вашему замыслу (или по канону) он - циничный и неунывающий брутальный дядя, то отложите ручку. Все мы люди, у нас бывают неудачные дни, плохое настроение, просто усталость и т. д. Все это будет сказываться на вашем тексте. Если вы чувствуете, что творите что-то не то, и не можете никак это исправить - перестаньте писать. Отдохните, поделайте что-нибудь другое, помойте посуду, погуляйте с собакой, поешьте, напишите драббл, соответствующий вашему умонастроению в данный момент. Читатели подождут. Подождут, потому что лучше им подождать какое-то время продолжения, чем читать что-то сопливое и скучное.
Дело в том, что у авторов (как и у всех) иногда замыливается глаз. Допустим, вы не вылезали из "ворда" целую неделю. На восьмой день ваш мозг задолбается и начнет вам подсовывать какую-то фигню вместо фанфика - розовые сопли вполне могут оказаться этой фигней. Или вы просто устали на учебе или на работе. Мозг как будто говорит: "Да ну! Еще и сочинять тебе что-то! Да ну тебя! Я спать хочу!". А вы вдруг замечаете, что ваш Грегори Хаус сидит на подоконнике, пьет кофе с ванильным вкусом, курит сигареты, смотрит на звезды и думает о Нём... <sО диагнозе.</s> Вполне вероятно, что это сопливо-ванильный образ проявился потому, что это _вам_ хочется сидеть на подоконнике и думать о Нём. И это настроение просто пролезло в фик...
Бывают такие моменты, когда не пишется. Хоть ты тресни. Это свидетельствует об усталости. Физической, умственной, психологической - не важно. Важно то, что вам нужен отдых. И вот парадокс - чем меньше вы будете грызть себя, что надо срочно сесть и написать, тем быстрее этот затык пройдет, и вы сядете и напишете. (Но об этом, наверное, надо отдельную статью писать. Идем дальше.)
2. Влезьте в шкуру героя, или страшное слово "ООС".
Розовые сопли особенно бросаются в глаза там, где проявление излишней чувствительности героя противоречит канону. Помянутый Грег Хаус - циник и социопат, и если вы будете писать о нем, как о пятнадцатилетней трепетной деве... ООС случается не только, когда вы противоречите канону, но и когда - и вот хуже этого просто нет ООСа! - вы противоречите сами себе. Если вы пишете о храбром солдате, который не боится ни вражеских танков, ни смерти, ни Бога, ни черта, и вдруг - тыдыщ! - он начинает наматывать сопли на кулак из-за того, что ему в посылке мама не прислала конфет... Во-первых, это те самые розовые сопли во всей своей красе (нет, я сейчас не о тех случаях, когда автор показывает, как жестокость войны ломает храбрых и сильных ребят, а именно о дурости некоторых авторов!), во-вторых, это явное противоречие тому, о чем вы же и писали.
Поэтому я и говорю: влезьте в шкуру своего героя. Старайтесь представить, что бы сказал и как поступил именно он, а не вы или ваша подружка. Например, в тех ситуациях, когда вы бы уже рыдали горючими слезами, ваш герой - в силу своего характера - усмехнулся бы. Просто представьте: я - Вася, умный и обаятельный парень, у меня много женщин, я умею с ними обращаться, вот я встретил Машу, она мне понравилась - что я буду делать? Это то, что у ролевиков называется вролингом и отыгрышем персонажа. Тут поосторожнее - может и башню снести. Особенно если вы пишете, например, про маньяка или какой другой "тяжелый" персонаж.
При всей сложности и подкарауливающей опасности способ этот действительно позволяет избавиться от лишнего - соплей в том числе.
3. Смотри и учись, как не надо делать.
Есть такая мудрость, унаследованная мною от моей учительницы, а ею - от ее бабушки: "Не нравится? Смотри и учись, как не надо!" Да-да, как в том анекдоте: "А теперь, дети, запомните слова, которые никогда не надо произносить".
Что я имею в виду? Поскольку оценка сопливости произведения лежит, в первую очередь, на авторе, то автор и должен знать, что именно он считает соплями и чего писать не надо.
Способ этот самый простой и действенный из всех предложенных. Надо просто смотреть и слушать. Каждый раз, когда вы смотрите фильм или сериал, читаете книгу или фанфик (журнал, газету) и сталкиваетесь с чем-то, что вы считаете розовыми соплями, ставьте мысленно галочку: "Ага, вот так делать не надо!" Например, занесла вас нелегкая на фильм про любовь, и происходит там между героями примерно такой диалог:
- Ты меня любишь?
- Да! Но мы никогда не будем вместе!
- Почему?
- Потому что я вампир, а ты - смертная женщина. Вампиры и женщины не могут быть вместе!
- Но я так люблю тебя! Сделай меня вампиром!
- О, я так хочу сделать тебя вампиром, но не буду, потому что это погубит твою прекрасную душу, которую я так люблю!
- О, ты такой честный и благородный!
- Да. Но я вампир и недостоин твоей любви!
И так два часа без перерывов на обед. Вы слушаете эту белиберду и думаете: "О, Господи, сожри ее уже! Или хотя бы трахни!" и тут же отмечаете про себя: таких диалогов не писать. (Если вам такие диалоги нравятся, то можете и писать, конечно...)
4. Самокритика и самоирония
Для того, чтобы избегать соплежуйства, автор должен относиться к себе а) критически и б) с юмором. Критически - это значит, что периодически вы должны глядеть на свой текст и думать: "А написан ли он хорошо? А не слишком ли много тут лишнего? А нужна ли тут запятая?" Проверка на сопли тоже на вашей совести. Особенно если вы за собой такой грешок знаете. С юмором - это значит позволять себе смеяться над собой. Над лишними сантиментами - тоже. "Ой, что-то у меня тут героиня слишком пафосно говорит. А этот диалог похож на нашу ссору с бойфрендом!" Заметили - поржали - исправили. Главное, делать это на протяжении всей работы над текстом, а не только при написании последней (первой, пятой) главы.
***
Нет никакого уникального рецепта написания текста без соплей. Так же как нет рецепта счастья для всех и лекарства от всех болезней. Каждый автор должен искать свои пути к совершенству. Тут главное - искать, а не сидеть с позицией "йа напесала гиниальнае праизведение, а вы все дуроки и ашибак у миня нету!" Но надеюсь, что эта статья все-таки несколько облегчит эти поиски и поспособствует улучшению качества ваших текстов и избавит вас от "насморка".
Спасибо за внимание.