Реклама
Кто такой "гиперактивный ребенок"?
Это состояние было признано «минимальной мозговой дисфункцией» и занесено в Международную Классификацию Болезней под названием: «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ.
С тех пор и не утихают споры психиатров с неврологами, педагогов с родителями и мам с подругами на тему того, что такое гиперактивный ребенок и как с этим бороться?
Причины.
Их так много — генетика; эзотерика; «вихри враждебные» в ретикулярной формации головного мозга (а у кого их нет?); нарушение функции лобных долей, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Даже после двух-трёх томов научного руководства, дочитав последнюю страницу, вы будете понимать не больше, чем, прочитав этот абзац.
Следствие.
В результате сплетения множества причин мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.
Вскочив, он бесцельно бегает, прыгает, ерзает, карабкается и ковыряет пальцем в неподобающих местах, например, в чужом обеде.
Он выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует.
Не знает, что такое «очередь» и не понимает, почему старики и грудные дети в привилегированном положении.
Он вообще не способен сосредоточиться. Ни на чем.
Получив желанную игрушку, он теряет к ней интерес, едва раскрыв коробку. Болтлив без меры, не соблюдает субординации.
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Тихо и спокойно играть не умеет.
Часто теряет вещи, причем не только свои.
Он не предвидит последствия своих поступков и не отвечает за них.
Он кошмар педагогов и вечное чувство родительской вины перед миром и дядей Мишей.
Поиск причинно-следственных связей включает три этапа.
Субъективный — оценка поведения ребёнка.
Врачи должны исходить из так называемых «общепринятых диагностических критериев», разработанных Американской психиатрической ассоциацией.
Мы же, обычные родители и родственники, можем ориентироваться «на глаз». И на свои культурологические и семейные ценности.
Объективный или психологический — определяется по количеству ошибок, допущенных ребёнком, при выполнении специальных тестов, и по затраченному на задание времени.
Исследования результативны в возрасте пяти-шести лет. Для врачей. Все мы разные — и малыши, и доктор, проводящий тест. Мало ли, каким сам врач был в детстве…
Электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография — пожалуй, самый объективный этап диагностики.
Если у ребёнка имеется «сбой» в функции или, паче чаяния, изменения в органике головного мозга — его поведение объяснимо и требует грамотного лечения. У грамотного специалиста.
Нам на выбор предлагают три варианта течения СНВГ:
1. гиперактивность без дефицита внимания (хотя сложно представить эдакого бьющего копытом и одновременно внимающего поучениям);
2. дефицит внимания без гиперактивности ( «витает в облаках», ну разве это патология?);
3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность.
Это деление весьма условное. Первые два варианта — скорее норма, а не патология.
Третий действительно нуждается в серьёзной диагностике состояния, особенно в том случае, если оно сопровождается головными болями, заиканием, тремором и тому подобным.
Отличить СНВГ от обычной вседозволенности и распущенного поведения достаточно несложно… если бы не две вещи: родительская поголовная медицинская грамотность и их всепоглощающая любовь к своему чаду.
Лечить СНВГ надо. Когда витаминами, когда — словом добрым, а когда и просто нормальным вменяемым воспитанием.
С самого раннего детства. Диеты, игры и психологи — это, конечно, хорошо.
Но с момента осознания собственного «я» именно вы должны дать понять своему ребёнку, что в этом мире существуют ещё и другие «я». Пусть учится усмирять свои эмоции. А что касается учебы, то даже медведя можно научить на роликах кататься.
И научить ребёнка учиться — ваша задача. И вы с ней справитесь. Если у вас, конечно, нет СНВГ. Тогда — да. Тогда смело перекладывайте груз ответственности на психологов. Они чужие люди, справятся лучше.
Усидчивости вам и внимания, дорогие родители.